А ты подписался на нашу газету?
 
» » Ради человека

Ради человека

Автор: admin от 12-07-2017, 19:39
Ради человека- Я выросла в сельской местности и хочу, чтобы сын тоже рос на природе, а не дышал городским смогом. Поэтому мы построили дом в Чишмах: рядом - лес, недалеко озеро, - рассказывает моя знакомая Марина Хайбуллина.
Детство на чистом воздухе, конечно, хорошо, но важно еще, чтобы родители неплохо зарабатывали. Местный уровень зарплат супругов не устраивает - оба трудятся в Уфе.
Собственно говоря, сегодня Чишмы входят в состав Уфимской агломерации. Столица республики, как и другие города-миллионники по всему миру, вступила в новый этап развития, означающий еще большую концентрацию человеческого капитала и всевозможных ресурсов. Однако новый уровень эффективности (47 процентов мирового ВВП производится в 300 крупнейших агломерациях, которые становятся драйверами экономики своих стран) сопряжен и с новыми вызовами. Агломерация - не просто расширение границ и вовлечение населения окрестных поселков в орбиту городской занятости. Что нужно делать, чтобы новая форма города работала эффективно, а ее жители чувствовали себя комфортно? Об этом рассказывает Рамиль Баймуратов - профессор, кандидат архитектуры, урбанист и глава недавно созданного Центра стратегических разработок, градостроительных исследований и проектов при Архитектурно-строительном институте УГНТУ.
- В республике на данный момент имеются три агломерации: Уфимская, Стерлитамакская и формируется Нефтекамская, вместе с Янаулом и Агиделью. Уфимская - моноагломерация, в отличие от Стерлитамакской, в которую входят Ишимбай и Салават, подтягивается и Мелеуз.
- Чем определяется, какие окрестные поселки относятся к агломерации, а какие - уже нет?
- Есть зоны транспортной доступности - 30-минутная, часовая, полуторачасовая. За какое время жители периферийного населенного пункта смогут доехать до работы, больницы, фестивальной площадки, поработать/посетить и уехать обратно? Для крупнейших городов расчетной считается полуторачасовая доступность, для Уфы - пока 60 минут. Поэтому наша агломерация включает в себя не только Благовещенск, но и Кушнаренково, и Языково, и даже доходит до Толбазов. И рано или поздно, хотим мы того или нет, Уфимская и Стерлитамакская агломерации сольются в едином хозяйственном процессе и когда-нибудь образуют мегалополис, подобный тому, который возник на атлантическом побережье США от Бостона до Вашингтона.
Естественно, прежде чем давать характеристики, делать выводы и предложения, мы изучили Большую Уфу с разных сторон: население, занятость, структура промышленности, транспортные потоки, ресурсы. И продолжаем изучать.
- Какие процессы происходят сегодня?
- 50 процентов всех транспортных потоков сегодня заезжает в Уфу с южного направления - по мостам у Монумента Дружбы. Это гигантский дисбаланс. Идет этап субурбанизации: не превращение сельского населения в городское, а выезд второго на более дальние рубежи. Возникают поселки-субурбии - чистые спальные районы, откуда путь на работу только один - в центр. Естественное решение, которое из всего этого вытекает - создавать новые предприятия, рабочие места в пригородах, причем с учетом имеющейся специализации, выносить туда все непрофильные производства.
- Нужно ли усиливать самостоятельность развития частей агломерации. Как этого добиться?
- Мы говорим, например, что в Чишмах есть сахарный завод и хладокомбинат, и предлагаем развить здесь агропромышленный пищевой комплекс. Чишмы, Языково, Кушнаренково можно превратить в агроцентры, тем самым оттягивая от столицы часть миграционных потоков, минимизируя транспортные затраты. Кармаскалы - на пути к Южному Уралу, там леса, горы, там стоит заняться другим направлением: лесозаготовками и лесопереработкой. Сюда, например, мог бы переехать уфимский фанерно-плитный комбинат…
Но самое главное - должен быть единый план, единая стратегия развития агломерации, знание того, к чему должны прийти через пять, десять, двадцать лет. Чтобы, когда придет инвестор, было сразу понятно, какая площадка подходит именно для этого производства - и там уже были хорошие дороги и прочая инфраструктура. И было ясно, где новые предприятия создавать больше нельзя - например, Белая в районе Уфы уже не может переработать больше стоков промышленных предприятий, чем сегодня. Мы предлагаем создать такой план. А когда он появится, можно говорить и о централизованном государственном финансировании проектов.
- А что происходит, когда город растет без плана?
- Возникает, например, поселок Зубово, рядом - заводы керамической плитки, трансформаторный, стройматериалов, а за ними - снова жилая застройка. И предприятиям расширяться некуда, и Зубово - уже не поселок «на чистой природе».
- Как же Большая Уфа будет развиваться дальше?
- Пока что она представляет собой радиально-лучевую агломерацию: как говорится, все дороги ведут сюда. Стерлитамакская, напротив, линейная: она сформирована вдоль одной магистрали. Однако Уфа тоже будет расти линейно. Дело в том, что большинство населения республики - почти половина из 4,5 миллиона - сконцентрировано на оси: Кумертау - Уфа – Нефтекамск, представляющей полосу шириной в 40 километров - зону, из которой можно быстро подъехать к магистрали и уехать в столицу. Как только мы создаем хорошую скоростную дорогу, полоса начнет автоматически расширяться. А одно из наших предложений - как раз построить монорельсовую дорогу от Булгаково до Благовещенска, с четырьмя остановками: Монумент Дружбы - Трамплин - Сипайлово – Черниковка, что увеличит мобильность населения и разгрузит улицы от легкового автотранспорта.
Усилит тенденцию к линейности и строительство автодороги Москва - Екатеринбург. Она пройдет по северу Башкортостана - через Нефтекамск, Янаул, от нее возникнет новая ветка до Уфы. В результате всего этого мы создадим единую урбанизированную зону через всю республику, но это не значит, что она вся будет застроена, это значит, что люди, живущие в ней, будут иметь равный доступ, к любым возможностям. Ведь главное, для чего мы планируем и строим - не возникновение новых объектов, а развитие человеческого потенциала. Чтобы человек, проживая, скажем, в Воскресенске, не добирался несколько раз в год до уфимского аэропорта и не летал в Сургут, а мог бы сесть на электропоезд скоростью 250 километров в час и каждый день ездить в Стерлитамак, Уфу, Благовещенск, Нефтекамск и там найти (или создать) себе хорошую работу. Так происходит в Японии: между городами и периферией курсируют электропоезда - люди каждый день отправляются на работу за 300 километров, а вечером возвращаются обратно. Если у нас любой человек мог бы доехать до Уфы, Нефтекамска, Янаула за час - представляете, какой ресурс мы могли бы использовать для экономического развития?

Екатерина КЛИМОВИЧ.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий