А ты подписался на нашу газету?
 

Разные грани судьбы

Автор: gines от 29-09-2016, 10:13
Разные грани судьбы- У нас был обычай: как группа возвращается с задания, все собираются под крылом одного из самолетов и обсуждают боевой вылет. В тот день сделали так же. Вдруг я поднял голову вверх, и увидел падающую с большой высоты немецкую бомбу, – рассказывает бывший механик 366-го авиаполка Кашфи Файрушевич Гадельшин.
- Естественно, крикнул «Воздух» и спрятался в ближайшую щель. Как потом рассказали сослуживцы, взрывной волной меня подбросило вверх на 15 метров. Когда через несколько дней вернулся из госпиталя, те удивились: мы же тебя похоронили. Как и 11 других воинов…
Обыденной его жизнь не назовешь. Родился он в 1918 году в одной из деревень Дюртюлинского района. Ребят из провинции тогда привлекало сельское хозяйство, или механизация. Но Кашфи, неожиданно для всех, решил, что станет…. Режиссёром!
Сказано – сделано. Приехал в Уфу, поступил в училище искусств. По окончании местом работы стал театр в райцентре Киги. Как раз тогда Ибрагим Абдуллин написал свою первую пьесу. Но брать ее почему-то никто не хотел. А здесь– молодой парень. В итоге получилось очень даже неплохо. Успешные первые опыты натолкнули на мысль о высшем образовании. Получить его можно было в Москве, куда Кашфи и отправился. Однако судьба подготовила для него крутой поворот.
Защищая Родину
- На дворе был 1939 год. И издали приказ о срочном зачислении всех студентов третьего курса и старше в ряды Вооруженных сил. Мне товарищи посоветовали стать авиамехаником. Так и получилось, - вспоминает он.
Обслуживать пришлось «СБ-3». Этот самолет считался одним из самых быстрых бомбардировщиков. Но уже через полтора года выяснилось, что в реальном бою он слаб. Войну 366-й авиаполк встретил на полевых учениях под Оршей. Там же наши летчики впервые увидели немцев, проутюживших жд-станцию.
Войска отступали с тяжелыми боями. Тем не менее уже в июне 1941 летчики полка бомбили врага на его же территории – в Румынии. Вскоре на смену «СБ» стали поступать пикировщики – знаменитые «ПЕ-2». Существенным недостатком этой машины было маломощное «сердце». Исправить ситуацию помогла инициатива никому не известного механика...
- У меня в Уфе были хорошие знакомые на моторном предприятии. Вот я и подошел к начальству с предложением установить с ними контакт. Идея отправилась наверх и скоро реализовалась. Двигатели башкирского производства летчики оценили сразу же! А потом на них перешли и другие «Петляковы».
Ситуация на фронте в те дни была близкой к катастрофе. И высокая дальность полета наших бомбардировщиков выручала не раз. Так, однажды самолет будущего Героя Советского Союза Николая Смирнова (который обслуживал Гадельшин) разбомбил мост через Днепр. Фашистов задержали, но вернулись буквально на последних каплях горючего. А после схватки с истребителями в крыльях и фюзеляже насчитали около 200 пробоин. Потом был Сталинград, в небе над которым разгорались настоящие сражения. Случай, описанный в самом начале статьи, произошел уже на Курской дуге. Это была последняя крупная оборонительная операция Красной армии, дальше – только на запад. 9 мая 1945 года Кашфи Файрушевич встретил в Берлине.
И вновь – в искусство
Вернувшись домой, занялся любимым делом - режиссурой. Рубеж сороковых-пятидесятых был очень необычным временем. В культурно-просветительских целях было решено развивать театральное искусство не только в столице, но и в районах БАССР. Работали не для галочки, а с полной самоотдачей.
- Легко ли это – научить всему, что умеешь, абсолютно неподготовленную молодежь? Сцена – ведь целая жизнь. Так или иначе, а несколько из моих учеников стали заслуженными артистами. Мы много раз выступали с танцорами Файзи Гаскарова, помогали друг другу.
Еще одной стезей, где Гадельшин проявил себя, стало зарождающееся телевидение. Что это такое, об этом толком еще никто не знал, как снимать сюжеты – тоже. Но дело сдвинулось с мертвой точки. Рассказывали о положении дел в разных сферах промышленности, науки, животноводства. Оказалось, что режиссировать блок телесюжетов тоже не так-то просто. Шло время. Появилась семья, родились дети. А вопрос с собственной жилплощадью решить не удавалось. И вдруг поступает предложение переехать в столицу соседней республики – Казань. Причем сразу в свою квартиру. Конечно, покидать родные края не хотелось. Но и на новом месте способный режиссер нашел себя.
- Освещали открытие одного из театров. На торжество приехали и наши деятели искусства. Так вот, ко мне подошел Мустай Карим и говорит: «Слушай, давай мы тебя перетащим обратно, к себе!», - смеется пенсионер.
Благодарность из прошлого
Спустя несколько лет вновь вернулся в Уфу. В Минкультуры знали, что Гадельшин - хороший руководитель и организатор. Потому назначили директором Театра кукол, которого на тот момент еще даже практически не существовало. Точнее, труппе приходилось обходиться без собственного здания. Да и с жильем для актеров все было не просто. Что делать? Сначала попробовал решить вопрос через домостроительную организацию, но не хватило финансирования. И тогда на помощь пришло УМПО. В благодарность за ту самую судьбоносную инициативу еще в начале сороковых: ведь завод был неоднократно награжден за содействие авиации. Выделили необходимые средства, и вопрос был закрыт. Мало кто знает, но уфимский кукольный театр был одним из первых в стране. Потому знали нас очень многие. Разумеется, мастера сцены всегда старались держать марку. Здесь Кашфи Файрушевич и завершил трудовую деятельность.
- Через полтора года мне, возможно, минет век. Жизнь была действительно интересной, яркой. Ребятам, которые только решают, кем становиться, могу дать совет: не бойтесь пробовать себя. Но вместе с тем не стоит слепо доверять авторитетам. Все должно быть проверено жизненным опытом, если не вашим – то родителей или родственников, - резюмирует Кашфи Гадельшин.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий