А ты подписался на нашу газету?
 

СПС, Word

Автор: gines от 7-09-2016, 21:22
«Про глагол и про тире, и про дождик на дворе/ Учат в школе, учат в школе…» - поется в известной песне и с тем, что грамотность начинается с первого учителя, согласны все. Однако время не стоит на месте, меняются дети, взгляды и даже образовательные стандарты. Свое мнение о современных реалиях высказал учитель русского языка и литературы лицея №46, финалист Республиканского конкурса «Учитель года-2016» по профильной номинации Дмитрий Исламов.
- Трудно ли учить современных детей?
- Да, потому что с течением времени языковые нормы меняются. То, что звучит с экранов телевидения и радио, заставляет крепко задуматься: даже чиновники говорят «средства», «договоров». раздражает употребление слов в таких передачах как малаховская, «ихнее» - далеко не все примеры.
Тревожно, что сейчас идет тенденция, по которой языковые ошибки пытаются сделать нормой, то есть разрешить в современной орфографии и орфоэпии. Дети, глядя как развивается язык, приходят в заблуждение, и неграмотная речь становится и для них нормой.
- Помогают ли современные технологии? Многие говорят об отрицательном влиянии Интернета…
- Большинство рефератов и учебных пособий, которые появляются в Мировой паутине, написаны безграмотно. Аналогичные издания - сборники готовых домашних заданий. Всюду бизнес, где просто делаются деньги. В результате растет армия тех, кто не умеет думать.
- А что скажете про речь, которой пользуются в социальных сетях?
- Сеть разрастается подростковым сленгом, который переплетается с безграмотными заимствованиями из иностранных языков. Например, знаменитое сокращение СПС (спасибо) или ОМГ (взято от английского «О мой бог»).
Проблема в том, что патриотизм у нас находится не на должном уровне. Не случайно на одном из заседаний Госдумы Владимир Путин, выслушав Жириновского, согласился с тем, что слишком много иностранных фраз появилось на вывесках. Даже у нас в городе есть: вместо «скидок» - sale, бутики также стараются назвать по-английски.
Когда учащиеся приходят на урок, мы говорим о душе, о возвышенном, я пытаюсь познакомить их с лексикой былых времен. Но не всегда это воспринимается должным образом: к сожалению, современные подростки считают обучение грамотности лишней тратой времени и отжившим веком. Конечно, есть иные, уделяющие своему духовному развитию много времени, с ними мы готовимся к Всероссийским олимпиадам, конкурсу «Совунья».
- Сейчас легко можно написать тексты с помощью интернет-программ, может какие-то правила в обучении стоит менять?
- Интернет-редактор – палка о двух концах. Кто-то считает, что путем механического вдалбливания дети запомнят правила русского языка. Но «ворд» иногда может подчеркнуть и правильно написанное слово – его разработчики явно не рылись в словарях. Помимо негатива есть и позитивные моменты: например, такой портал как text.ru , который позволяет за считанные секунды проверить текст на плагиат, то есть является ли он авторским.
У меня была такая практика: задавал ученикам сочинения в двух вариантах – чистовик в тетради и черновик в электронном виде, для проверки на плагиат. В одном из классов это вызвало негативную реакцию родителей. Дело в том, что половина текстов оказалась «скатанной», однако, мне пришлось прекратить эти задания, потому что родители всегда правы. Между прочим, именно этот портал заставил бы детей думать, расширил бы словарный запас, предлагая подбирать синонимы.
- Нам в свое время рекомендовали больше читать для пополнения грамотности. Есть ли современные приемы или авторская методика?
- Да, действуют и развиваются, особенно с введением Федерального государственного образовательного стандарта. По нему меняется структура урока: если раньше учитель работал по заготовленным вопросам и заданиям, то сейчас предлагается конструировать их самим ученикам. Работа в группе позволит выявить, насколько глубоко мыслят учащиеся и грамотно ли способны они анализировать предложенные задания. Потому что если они не смогут ответить на вопросы друг друга, есть повод задуматься о своей грамотности. Правильно изложенная мысль задает проблемную ситуацию, вызывает живую дискуссию, где учитель выполняет роль организатора. В этом процессе он может поправить, направить, но не сделает за них.
Кроме того, я включаю в учебный процесс творчество – Интернет, видео-, аудиофрагменты из фильмов, спектаклей, музыкальных произведений классиков. Так, недавно я читал отрывок про мальчика, который мечтал, чтобы ему подарили птицу в клетке. Со временем он перестал жалеть о несбывшейся мечте. Понял, что маленький друг должен жить на свободе. Для настроения я включил композицию Таривердиева из фильма «Ирония судьбы». Под звуки этой мелодии у некоторых учащихся блестели от слез глаза. Наши дети все чувствуют, просто менталитет и нехватка родительского внимания заставляют их замкнуться, не показывать своих эмоций. В целом, преподавание должно быть связано с реальной жизнью.
Для повышения грамотности нужно заставлять размышлять на вечные темы. По моему мнению, некоторые произведения в школьной программе устарели, а другие, наоборот, остаются за ее рамками. Это мое пожелание Министерству образования России. Наиболее актуальные сложности в русском языке должны быть систематизированы в виде кратких таблиц и схем находиться перед учениками. Не следует надо требовать от них тотальной грамотности, которым полностью не владеют даже учителя.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий